чудотворный образ, прославившийся в XIX в. Согласно преданию, икона была явлена в 1878 г. предстательством основателя серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря прп. Варлаама Серпуховского († 1377). Сказание об иконе известно со слов мон. Елисаветы († 1910), свидетельницы обретения «Н. Ч.», к-рая находилась при иконе до самой своей кончины; ее рассказ успел записать и позже опубликовал в «Воскресном листке» сщмч. Иаков Бриллиантов (Бриллиантов. 1912; экземпляр находится в архиве Владычного мон-ря). Еще до пострига послушница Захария (впосл. мон. Елисавета) была церковницей в монастырском храме во имя вмч. Георгия Победоносца. В июле 1878 г. во Владычный жен. мон-рь из Ефремовского у. Тульской губ. пришел крестьянин. Он попросил отслужить перед «Н. Ч.» молебен Божией Матери и рассказал свою историю послушнице Захарии. «Отставной Николаевский солдат с пенсией», он имел пагубное пристрастие к вину, к-рoе не только разорило его, но и лишило здоровья - отнялись ноги. Однако и в этом крайнем состоянии крестьянин продолжал пить, пока однажды в сонном видении ему не явился благообразный старец со словами повеления: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою, и телом». Трижды старец являлся крестьянину, прежде чем тот решился отправиться в путь без денег, ему предстояло преодолеть на четвереньках более 200 км. В одном из селений его приняла на ночлег сердобольная старушка. Чтобы облегчить боль путнику, она растерла ему ноги. Уже ночью крестьянин почувствовал облегчение, а наутро смог встать на ноги. Видя улучшение, старушка оставила гостя у себя еще на сутки, так что на следующий день он двинулся в путь на собственных ногах, опираясь на палки. До Владычного мон-ря крестьянин дошел уже с одной палкой. Несмотря на середину лета, он был обут в валяные сапоги. Однако выяснилось, что в мон-ре никто не знал об образе с названием «Неупиваемая Чаша». Во время поисков вспомнили о том, что в проходе, ведущем из ц. вмч. Георгия на колокольню и в ризницу, рядом с Калужской иконой Божией Матери, есть икона с изображением чаши. Она и оказалась той самой иконой, о которой говорил дивный старец, поскольку на ее обороте обнаружили надпись: «Неупиваемая Чаша». У раки с мощами прп. Варлаама крестьянин признал в образе преподобного являвшегося ему в сонном видении старца. Исцеленный от душевного и телесного недуга крестьянин еще раз побывал у чудотворной иконы во Владычном мон-ре - на пути домой, возвращаясь уже из Троице-Сергиевой лавры.
По словам сщмч. Иакова Бриллиантова, о чуде от иконы вскоре стало известно не только в Серпухове, но и далеко за его пределами. Были зафиксированы первые чудеса исцелений от страсти пьянства после моления перед «Н. Ч.» (Там же). Вскоре после прославления чтимая монастырская святыня была перенесена из Георгиевского храма во Введенский собор мон-ря. Там она находилась «вблизи гробницы Преп. Строителя Варлаама (с XIX в. в притворе собора.- Авт.), в особо устроенном иконостасе», который соорудил получивший по молитвам перед «Н. Ч.» избавление от запоя московский купец С. Ф. Фёдоров (Там же; по мнению настоятельницы Владычного мон-ря игум. Алексии (Петровой), состав икон в «иконостасе» отражен в 11-м икосе одной из редакций акафиста «Н. Ч.», где упом. образы прп. Домники, сщмч. Харалампия, мц. Параскевы и сщмч. Антипы, см.: Акафист. 1997. С. 15-16; 19982. С. 18-19). Его попечением была также создана «взамен фольговой» серебряная позолоченная риза на икону, а у себя дома купец имел «точную копию с чудотворной иконы Матери Божией» (Там же).
После закрытия в 1927 г. Введенского собора икону перенесли в кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Белого). В краткий период пребывания на Серпуховской кафедре (1928-1930) еп. Мануил (Лемешевский) содействовал восстановлению угасающего почитания иконы, по его благословению было создано 8 списков чудотворной «Н. Ч.». После закрытия в 1929 г. Никольского собора в числе уничтоженных богоборцами икон (по преданию местных жителей, их сожгли на берегу р. Нары) был, видимо, и чудотворный образ Божией Матери; не сохранились и его списки (Алексий (Горлычев). 2002. С. 47).
Список местночтимой иконы имелся в серпуховской ц. св. Александра Невского на Главной пл. (1889, разрушен в 1934), при к-рой было создано Александро-Невское братство трезвости; каждое воскресенье в храме перед списком «Н. Ч.» совершали молебен с чтением акафиста. Тем не менее, несмотря на активизацию в кон. XIX - нач. XX в. процесса собирания сведений о чудотворных иконах, в т. ч. по материалам епархиальных изданий, информация о «Н. Ч.» не вошла в эти своды (в частности, сведения об иконе отсутствуют в книгах С. И. Снессоревой (Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1891, 18982) и Е. Н. Поселянина (Погожева) (Поселянин Е. Богоматерь)). Но одна публикация, повесть И. С. Шмелёва «Неупиваемая Чаша» (1918), принесла иконе самую широкую известность, в т. ч. в кругах рус. эмиграции. Повесть, зафиксировав в своем названии наименование иконы, стала своеобразным поэтическим реликварием для хранения памяти о чудотворном образе на сломе эпох. Реальные события и монастырское предание об иконе оказались включены в художественный замысел произведения, но остались узнаваемы.
Прерванная событиями 1917 г. история «Н. Ч.» получила продолжение в 80-х гг. XX в. Восстановлению памяти и воссозданию утраченной иконы способствовал назначенный в 1981 г. на служение в серпуховскую ц. прор. Илии иером. Иосиф (Балабанов; с 2015 митрополит Курганский и Белозерский). По изображению «Н. Ч.», опубликованному в статье сщмч. Иакова Бриллиантова, он благословил написать копию чудотворной иконы, и вскоре в Илиинском храме перед новосозданной иконой стали совершать молебны (в наст. время икона находится там же). В 1991 г., по открытии Высоцкого муж. мон-ря, о. Иосиф, уже будучи его наместником и архимандритом, заказал московскому иконописцу А. М. Соколову еще один список иконы, к-рый был выполнен в 1992 г. К маю 1993 г. икона, украшенная серебряным басменным окладом, была освящена (в левый нижний угол иконы позже был вмонтирован ковчежец с частью пояса Пресв. Богородицы) и поставлена в трапезной ц. Покрова Пресв. Богородицы Высоцкого мон-ря; с того года 18 мая, в день памяти прп. Варлаама Серпуховского, в мон-ре начали чествовать и «Н. Ч.». Новонаписанный образ практически сразу стал центром притяжения паломников, к-рые были свидетелями чудесных исцелений одержимых различными страстями (ведется летопись чудес от иконы). При иконе висят многочисленные приклады - обетные пожертвования молящихся. 30 мая 1997 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил включение «Н. Ч.» в список чудотворных икон Божией Матери Православного церковного календаря с празднованием 18 мая.
5 мая 1995 г. была возобновлена монашеская жизнь во Владычной Введенской обители. Согласно монастырской хронике, 19 апр. 1996 г., в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в монастырь была привезена «Н. Ч.», которую написал московский иконописец В. А. Поляков (размер 45,3´ 20,2 см). 6 мая того же года, в 1-ю годовщину открытия мон-ря, митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) освятил икону в ц. свт. Алексия, митр. Московского. C 24 апр. 1997 г. икона находится на 1-м этаже в Вознесенском приделе Георгиевского храма, на зап. грани центрального столба. Она помещена в скромный киот (с его обретением накануне привоза иконы в мон-рь связано 1-е чудо исцеления от пьянства - Летопись Введенского Владычнего мон-ря. 1996 г. 19 апр. C. 5). В 1998 г. «Н. Ч.» украсили изготовленной в технике филиграни посеребренной с эмалями ризой (ювелир Е. Н. Чёрный). При иконе неугасимо горит лампада; к ней приносят многочисленные обетные и молитвенные приклады. По сторонам иконы находятся образы Божией Матери «Споручница грешных» (слева) и Владимирская (справа). В обители ведется запись чудес от иконы (с 1996 зафиксировано более 150 чудес), среди к-рых - избавление от страсти пьянства, от курения, от наркотической зависимости и др. C 19 авг. 2000 г. периодически наблюдается мироточение. Еще одно изображение «Н. Ч.» (мироточивая фотокопия) в посеребренной филигранной с эмалями ризе, изготовленной тем же мастером в 2002 г., находится во Введенском соборе на зап. стороне юж. колонны.
Ежедневно в будни перед чудотворной иконой сестры обители читают акафист «Н. Ч.». По субботним и воскресным дням после Божественной литургии совершается водосвятный молебен с чтением акафиста «Н. Ч.». По благословению митр. Ювеналия в 1999 г. было возрождено празднование «Н. Ч.» 10 дек. (в один день с иконой Божией Матери «Знамение»), установленное ей как местночтимой святыне в XIX в. (возможно, в мон-ре существовало и летнее чествование иконы, связанное с ее обретением в июле, но сведений об этом не сохр.). В 2003 г. по благословению митр. Ювеналия появилась традиция празднования памяти прп. Варлаама Серпуховского и «Н. Ч.», объединяющая 18 мая в торжественных мероприятиях Владычный и Высоцкий мон-ри. После Божественной литургии, совершаемой в обеих обителях при большом стечении народа под открытым небом, крестный ход с чудотворной иконой выдвигается из Высоцкого мон-ря к месту исторического обретения «Н. Ч.». В воротах Владычного мон-ря крестный ход под звон колоколов с песнопениями Пресв. Богородице встречают игумения и насельницы обители. Затем на площади мон-ря перед лежащими на аналоях иконой прп. Варлаама и 2 чудотворными образами Божией Матери служат молебен. С 2007 г. празднование иконе 18 мая совершается (перед копией иконы, написанной В. Логвиным в 2000) в доме-музее Шмелёва в Алуште, где писателем и была создана повесть «Неупиваемая Чаша». Накануне дня празднования икону носят в алуштинскую ц. Всех Крымских святых и вмч. Феодора Стратилата, а после литургии на следующий день возвращают обратно. Икона висит над рабочим столом Шмелёва.
Предполагается, что сщмч. Иаковом Бриллиантовым был составлен акафист «Н. Ч.», известный в рукописном варианте и впервые изданный Высоцким мон-рем (в наст. время существует неск. не совпадающих в деталях печатных вариантов акафиста); в этом же мон-ре при непосредственном участии митр. Иосифа (Балабанова) была составлена 1-я служба иконе. В 2017 г. во Владычном мон-ре служба иконе была дополнена каноном, раскрывающим содержание сказания об обретении иконы.
Восстановление иконы «Н. Ч.» в наст. время стало возможным благодаря ее изображению, опубликованному перед статьей сщмч. Иакова Бриллиантова в «Воскресном листке». Пресв. Богородица представлена в типе «Оранта», возносящей молитву пред престолом, на к-ром находится Чаша со стоящим в ней Младенцем Христом, также с поднятыми руками, но в жесте благословения. Богомладенец облачен в светлый хитон. Поверх мафория на голове Божией Матери венец. Вверху надпись: « ». Насколько можно судить по отпечатку, стиль иконы следует основным принципам академической живописи. Наиболее близко воспроизводит вид иконы на отпечатке копия работы Полякова во Владычном мон-ре; копия работы Соколова в Высоцком мон-ре имеет незначительные расхождения с иконографией оригинала (Богомладенец погружен в Чашу не по бедра, а по пояс), а также в соответствии с пожеланиями монастыря-заказчика эта икона была выполнена в традициях визант. иконописи.
Иконография «Н. Ч.» имеет общие черты с кратким вариантом извода Никейской иконы Божией Матери, к-рая известна также по названию «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза». Эти слова являются началом тропаря Никейской иконе («Бысть Чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель»), к-рый по сути и был проиллюстрирован на данной иконе (не ранее XVIII в.). Ко времени обретения «Н. Ч.» существовал как полный, так и краткий вариант иконографии «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза». Краткий - без изображения храма и развернутого свитка в руке Богомладенца - появился позже и встречается реже, но в нем глубже и острее звучит евхаристическая тема, подтвержденная и в названии обретенной во Владычном мон-ре иконы. Близкое содержание икон «Н. Ч.» и «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (Никейской), иконография к-рых очевидно имеет генетическую связь, впервые было отмечено только в 80-х гг. XX в. и нашло отражение в литургическом творчестве: тропарь Никейской иконе был усвоен в качестве кондака «Н. Ч.». В нач. XX в. сщмч. Иаков Бриллиантов, предостерегая от буквального толкования названия «Неупиваемая Чаша» и говоря о смысле изображения, называл источником его иконографии образ Божией Матери «Знамение» (что объясняет установление местного празднования 10 дек.). «Н. Ч.» имеет не встречающуюся на иконах «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» особенность: Богоматерь «Оранта» на «Н. Ч.», как и на иконе «Знамение», представлена строго фронтально, а не со склоненной и чуть развернутой головой.
Несмотря на то что икона с названием «Неупиваемая Чаша» не вошла ни в публикации сводов икон, ни в их изобразительные варианты, образ «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» в XIX в. в кратком варианте встречается в гравированных и иконописных сводах икон Божией Матери (напр., на 4-листовой гравюре с изображением 132 икон Пресв. Богородицы, нач. XIX в. (отпечаток 1830 г.), см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 482; икона ««Нечаянная Радость», со 120 чудотворными иконами Богоматери», 1-я пол. XIX в., ГТГ).
Во Владычном мон-ре была создана иконография, в которой утверждается связь прп. Варлаама Серпуховского с явленным через его чудесное посредничество образом Пресв. Богородицы. В клейме житийной иконы (57,4×64,6 см, 4 клейма) прп. Варлаама, находящейся в алтаре Вознесенского придела (ок. 1998, иконописец А. Шаров), представлено изображение с посмертным чудом преподобного, подписанное как «Чудесное обретение святого образа Неупиваемая Чаша по указанию прп. Варлаама»: на стене в храме висит икона Пресв. Богородицы, справа перед ней - отбросивший в сторону посох коленопреклоненный крестьянин, позади него - фигуры 3 мужей, указывающих жестами на чудотворный образ, слева от иконы - фигура еще одного мужа, прикладывающего к глазам платок, его правая рука в молении. Явлению иконы посвящены 2 клейма на еще одном житийном образе (121×95 см, 11 клейм) прп. Варлаама, находящемся в ризнице мон-ря (2016, иконописцы С. и В. Ходоровские).
На нижнем поле в одном ряду представлены сцены, объединенные причастностью прп. Варлаама Серпуховского к возникновению икон: «Введение во храм Пресв. Богородицы», связанная с видением преподобному при основании Владычного мон-ря (1 клеймо), и «Н. Ч.» (2 клейма). История 2-й иконы раскрывается через изображение явления крестьянину прп. Варлаама, указывающего на образ Божией Матери «Н. Ч.» (согбенный крестьянин стоит на коленях, опираясь о посох), и людей (трое мужчин и женщина), идущих к обретенному образу, перед которым коленопреклоненно молится крестьянин (посох отброшен).
В 2001 г. иконописцем А. Вишневской был создан отдельный образ «Явление иконы «Неупиваемая Чаша»» (60×50 см). Прп. Варлаам изображен в глубоком 3/4-ном повороте, стоящим на уровне позема на «облачном подножии», правая рука в молении перед грудью, левой он указывает на изображение большой «Н. Ч.» в правой части иконы (воспроизводит чудотворный образ обители). Этот жест обращен к приподнимающемуся с четверенек (правая рука в молении), показанному в меньшем масштабе крестьянину, отбросившему свой посох; он облачен в хитон, на ногах валенки. На фоне - вид белокаменного Владычного мон-ря в ограде. Икона находится на 1-м этаже в Вознесенском приделе Георгиевского храма, на сев. стороне.